russian lithuanian english
Home Журналы EXISTENTIA 2008.1.290-293 Книги и впечатления
EXISTENTIA 2008.1.290-293 Книги и впечатления PDF Печать E-mail
Автор: Редакция   
18.08.2009 16:31

О КНИГЕ ЭРНЕСТО СПИНЕЛЛИ “ПРАКТИКА ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ”


Иева Бите (Латвия)


Недавно опубликована новая книга Эрнесто Спинелли «Прак-
тика экзистенциальной терапии» (Practising Existential Therapy). Она
является одним из лучших материалов по введению и теоретическому
пониманию экзистенциальной терапии, а также по практическому при-
менению этого подхода. В отличие от своей первой, широко известной
и скандальной книги «Демистифицированная терапия» (Demistifying
therapy), в этой книге автор вместо критики других терапевтических по-
дходов предлагает своё понимание терапии и очень конкретно излагает
свой подход и способы работы. Как в другой значимой его книге «Инт-
ерпретированный мир» (Interpreted world), так и здесь, акцент ставится
на экзистенциально - феноменологическую теорию и её значение в тер-
апии. Спинелли описывает свой вклад в экзистенциально - феномено-
логическую теорию, объясняя своё понимание мировидения человека,
употребляя новый термин - «житие в мире» (worlding). Этим он хочет
точнее описать идею того, что мы переживаем онтологические обсто-
ятельства нашего существования как живой, меняющийся процесс.
Также объяснено его понимание седиментации, или фиксированных
структур нашего мировидения, значения времени, пространства,
свободы и ответственности.

Значительная часть книги посвящена изложению процесса тер-
апии. Спинелли делит терапевтический процесс на три фазы: совместное
создавание терапевтического мира, исследование этого мира и заверш-
ение терапии. В книге много примеров из практики, живых диалогов и
заданий для саморефлексии. Часть книги посвящена работе с парами и
группами. Книга рекомендуется и студентам, изучающим психотерапию,
и профессионалам, работающим в экзистенциальной парадигме.

 

ИЗ ПЕРЕПИСКИ С АЛЕКСАНДРОМ АЛЕКСЕЙЧИКОМ
(с его разрешения)


Вместо рецензии - отзыва на книгу “ПСИХОТЕРАПИЯ ЖИЗНЬЮ:

ИНТЕНСИВНАЯ ТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ АЛЕКСАНДРА АЛЕКСЕЙЧИКА”

(Вильнюс, 2008)


Марк Бурно


Нынешнее

25 мая 2008 г. Москва
Дорогой Александр!

И письмо Твое большое получил, и книгу. Вот уже всю книгу с Аллой прочи-
тали, поздравляем. Хороша! Теперь и фундаментально-документально останешься
навсегда в Истории Психотерапии, в Истории Культуры.

Не согласен с Виктором Ефимовичем* в том, что Твоя психотерапия уйдет с
Тобой. «Интенсивной терапевтической жизни» не было до Тебя. Ты создал этот
подход. Показал, что так можно и прекрасно-нужно. Другой бы не осмелился и вообще
так экзистенциально-одухотворенно и вместе психотерапевтически-хулигански не
смог бы работать, дабы помочь человеку. Если сейчас еще не практикуют в духе Твоего
подхода другие психотерапевты, то лишь потому, по-моему, что стесняются, по-
баиваются работать похуже, чем Основатель. Да, конечно, не многие психотера-
певты смогут по природе своей являть в Твоей терапии высокое Целительное
благородство, Божественность внутри незлобиво-милого земного хулиганства и
живых, углубленных психотерапевтических анекдотов, но эти психотерапевты
будут на вес золота. Спасибо Тебе за надпись в книге, за то, что мы там как-то вме-
сте. <...> Обнимаю

Твой Марк

_____

16 июня 2008 г. Вильнюс
Дорогой Марк!

Спасибо за Твое письмо и «от – зыв» на книгу от 25 мая!! <…>
А еще как от – зывается… Праздничным колокольным звоном… И даже зво-
ном бокалов. И давним от Виктора Гюго: «Стоило написать “93-й год”, чтобы про-
читать 2 странички Вашей Литературной рецензии…». И менее давнее – Фрейда:
«Никто меня так не понимает, как Вы… но ни с одной строчкой Вашей статьи я
не согласен» (Это я уже хулиганствую…).
<…>
Спасибо Алле за ее вос – при – я – тие моей книги! Уже нашей книги! Обнимаю.

Ваш Александр


___________

2 сентября 2008 г. Вильнюс
Дорогой Марк!
<…>
Знаешь, я получил пару десятков отзывов на книгу от своих учеников, коллег
<…>, но Твой отзыв, даже эхо отзыва наиболее от – зывается в душе – таким дол-
гим, незвонким звучанием-музыкой… Спасибо!
Хотя еще многое звучит в душе. 2 недели назад провел семинар с психотера-
пией 26 монахов-бернардинцев…
<…>
Ленюсь… Хотя Душа – жива… Наверное, живо ленюсь.
Потому что живо обнимаю всех вас.
Твой Александр
_
__________
Давнее
7 января 1982 г. Москва
Дорогой Александр!
<…>
Шеф* прочел Твою главу**. Мы сошлись на том, что ее надо спасать. Во-пер-
вых, в рекомендательном списке литературы нельзя быть давным-давно изданным
книгам, их же нет в обычных библиотеках. <…> Главное же – главу надо сжать до 1,5
листов и всю внутри перевернуть, чтобы в ней ощущалась наша сегодняшняя жизнь
– и не только северо-западная, но и жизнь всей страны. И – сибирская в том числе, с
ее интересными простонародными душевными, страдающими психотерапевтичес-
кими писателями (прежде всего – Виктор Астафьев, Валентин Распутин).
<…>
Твой Марк

___________

15 июня 1982 г. Вильнюс
Дорогой Марк!

Понемногу, пока безуспешно, собираю материал для того, чтобы пропитать
мою главу «русским духом», советской литературой.

Ой, как не удается! И не хочется. Такое впечатление, что отказываюсь от
«святых камней Европы», от благотворной, первоначальной, так необходимой
каждому пациенту Свободы, «неопределенности», от «orbi» в пользу «urbi», даже
деревни, от универсальности в пользу партикуляризма …

Глубже осознаю наши с Тобой отличия. Я чувствую, что психотерапевту
нужно быть посредником между Духом и человеком, или между человеком и человеком
через Дух… и т.д. … Т.е. через, если брать на психологическом уровне, через некую аб-
страктность… Т.е. психотерапевту надо быть весьма практичным, но через некое
«гиперпространство»…

Как народная культура является истинной культурой, если она одновременно
является и понятной с точки зрения более универсальной мировой культуры. Имеет
в себе «вечные» универсальные для каждого народа понятные ценности. Общие со
всеми другими народами мифы, сказки…

А Тебе ближе более конкретное посредничество. Поэтому Тебе кажется не-
клиническим психоанализ. Ты скептичен к «психоаналитически-мифологической
ориентации», «чисто психологическим причинам», «не ведущим пациента к рас-
крепощению природных защитно-приспособительных сил». Мне же (и моим па-
циентам), наоборот, «мифология», психологическая абстрактность являются
лучшим стартом, лучшим началом той же предстрессовой подготовки, творчества
в самоуточнении, приближении к разным идеалам. Психологическая абстракт-
ность вызывает хороший «экзистенциальный» стресс, позволяет терапевту
сравнительно свободно находить пригодные для пациента интерпретации, ста-
новиться конкретным, клиническим в самые сжатые сроки… А возможности диагностики!
<…>
Без психиатрической
Реакционности
Твой Александр
____

В.Е. Каган. Примечание-сноски – М.Б.

*
Профессор Владимир Евгеньевич Рожнов (1918-1998).
**
Глава «Библиотерапия». Опубликована впервые в «Руководстве по
психотерапии» (под ред. В.Е. Рожнова) (1985).

Обновлено 02.11.2009 22:42